История

Абхазия

Краткий экскурс в историю.

Первые поселения людей на территории современной Абхазии появились еще во времена каменного века. Зачатки

классового общества появились в I тысячелетии до н.э. В Античный период сюда проникли греки, затем римляне заселили

прибрежные районы,а с IV по VI вв н.э.

Абхазия вошла в состав Византийской империи, что способствовало проникновению

христианства на эти земли.В VI веке началось образование Абхазского царства, которое

достигло наивысшего могущества при Леоне I (в VII веке), были построены многочисленные

поселения, крепости и храмы, а население вело торговлю с соседними государствами.

В конце VII века на территорию Западного Закавказья вторглись арабы,

которые ассимилировались здесь с местным населением. История Абхазии конца XVI века

отмечена зависимостью страны от Османской империи, пытаясь освободиться

от нарастающего гнета, абхазские князья приняли покровительство России. В XXI веке Россия и еще несколько

государств, признали независимость Абхазии и Южной Осетии после вооруженного конфликта, произошедшего в августе 2008 г.

на территории Южной Осетии и Грузии.

История Абхазии: от палеолита до наших дней

Древний период

История АбхазииИстория Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые

зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной

эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной

окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и

ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали

появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э.,

появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать

землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий,

всевозможные украшения и керамику.

В середине I тысячелетия на территорию Абхазии стали проникать греки, которые основали первые портовые города-колонии.

Диоскуриада — на месте нынешнего Сухума, Гиэнос — на месте Очамчиры, Питиунт — на месте Пицунды. Вскоре города -

колонии превратились в культурно-исторические центры черноморского побережья, в которых развивались ремесла и торговля.

Эллинистический период

В конце VI и начале V веков до н.э. греки основали маленькое государство Диоскуриаду. Ионийские поселенцы из Милета назвали

го¬род в честь братьев-близнецов Диоскуров, участвовавших на легендарном по¬ходе аргонавтов за золотым руном в Колхи¬ду.

Древний замок Баграта, расположенный в окрестностях современного Сухума, сохранил уникальные памятники,

свидетельствующие об эллинистическом влиянии в древней Абхазии. В начале VI-V вв. в эпоху эллинизма (особенно в IV-III вв.

до н. э.), произошло интегрирование греков в Абхазию.

Византийский период

В I веке н. э. на территорию Абхазии проникли римляне. При римском императоре Августе Октавиане античная Диоскуриада была

переименована в Себастополис. Римско-византийский период истории Абхазии продолжался до VII в. н. э.

Вместе с римскими солдатами в Абхазию проникало христианство. Были организованы три когорты

(когорта - отряд численностью до 500 воинов), которые распределились по 3 городам в Питиунте,

Себастополисе и в Зиганисе (ныне село Гудава Очамчирского района). К концу III - началу IV вв. в

Питиунте была образована древняя христианская община на Кавказе. Первые христианские церкви

(IV–V вв.) Абхазии были построены именно в Питиунте, что отражало религиозное состояние не

только римского гарнизона, но и местного населения. Питиунт занимал важное место в истории

хрис¬тианства на Кавказе. Отсюда учение Христа стало проникать в глубь страны. 

Нашествие арабов. Анакопийское сражение

В начале VII века была возведена Анакопийская крепость, крупнейшее оборонительное сооружение

на Кавказском побережье Черного моря. Она защищала территорию государства от арабов, которые

начали свои военные походы в Западное Закавказье.

В 738 году арабское войско во главе с Мерваном Кру вторглось в страну. Мерван разрушил Цхум

(современный Сухум) и дошел до Анакопии (ныне – Новый Афон), стены которой защищали три

тысячи воинов. Войско Мервана представляло «темную тучу саранчи и комаров», оно было в несколько раз больше войска,

защищавшего Анакопию. Мощная стена Анакопийской крепости, протяженностью 450 м, была снабжена семью башнями

четырехугольной и полукруглой формы. Эти башни отстояли друг от друга на расстоянии 30-50 м. Это неким образом

компенсировало неравные силы войск. В результате кровопролитной борьбы, а также вспышки эпидемии холеры, которая унесла

жизни многих воинов, армии Мервана пришлось отступить.

Абхазское царство

В VIII веке на территории Абхазии сложилось объединенного государство - Абхазское царство, где проживали адыгские, абхазские

и грузинские племена. Границы государства простирались от современного Туапсе до Сурамского перевала. В период Абхазского

царства интенсивно развивалась экономика и культура, возводились дворцы, храмы, архитектурные ансамбли. Абхазское царство

просуществовало 200 лет, после его упадка Абхазия вошла в состав объединенного грузинского государства. В XIII веке начался

распад «царства абхазов и картлийцев (грузин)» на отдельные княжества.

Абхазия и Великий Шелковый путь

Древние караванные пути, связывавшие Европу и Азию, проходили через Западный Кавказ. В эпоху раннего средневековья из-за

военного противостояния Византии с Персией, а позднее с Арабским халифатом, заработало три западно-кавказских ответвления

Великого шёлкового пути («северный маршрут»), что подтверждается письменными источниками и археологическими

материалами.

Сирийские, согдийские и китайские шелка, золотые изделия, украшения с китайскими иероглифами времён династии Суй (VI в.),

найденные в одном из женских захоронений Цибилиумского могильника, на трассе Даринского пути – все это свидетельствует об

активной торговле, которая велась западно-кавказском отрезке Великого Шёлкового пути. Сам шёлк доставляли на верблюдах к

кавказским перевальным путям, а затем пе-рекладывали на абхазских вьючных лошадей.

Великий Шелковый путь сыграл существенную роль в образовании культурной общности между населением Абхазии и восточных

районов горного Прикубанья на Северном Кавказе. Об этом свидетельствуют крупные археологические находки (посуда,

вооружение, одежда, украшения), архитектурные сооружения (крепости, храмы) и культура (нартский эпос, христианство).

Абхазское княжество и Турция

Во второй половине XV века после захвата турками Константинополя, в портах Абхазии появились турецкие корабли. В это время

шла междоусобная война абхазских и мегрельских феодалов. Она завершилась тем, что была установлена государственная граница

между абхазами и картвелами (грузинами) по реке Ингур, которая действует уже более 300 лет.

В 1634 году войска турецкого султана высадились в районе Кодорского мыса, турки опустошили и разграбили прилегающую

территорию, обложили феодалов данью. В 1724 году на побережье Севастополиса турками-османами была построена крепость

Сухум-кале, которая дала название современной столице Абхазии. После захвата турками Севастополиса на территории Абхазии

стал распространяться ислам.

Абхазия под покровительством России

В июле 1810 года в период русско-турецкой военной кампании российская военная армия штурмом

взяла крепость Сухум-кале.

Абхазия, за исключением вольных горских обществ, была присоединена к России. Именно 1810 год

считается датой вступления Абхазии под покровительство Российской Империи. В том же году

началось массовое переселение абхазов в Турцию. С 1810 по 1864 гг. Абхазское княжество

сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе.

Новое время и советская власть в Абхазии

В 1917 году после распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 8

ноября 1917 года на съезде абхазского народа был избран первый парламент - Абхазский Народный Совет, который принял

Конституцию и Декларацию абхазского народа.

4 марта 1921 года в Абхазии была установлена Советская власть, объявившая Абхазию Советской Социалистической республикой.

19 февраля 1931 года на VI Всегрузинском съезде советов в Тбилиси Абхазия вошла в состав Грузинской ССР как автономная

республика.

В конце 80-х годов XX века, когда во всех союзных республиках начался подъем национально-освободительного движения,

Абхазия боролась за повышение своего административного статуса. Парламент Грузии в одностороннем порядке стал принимать

решения, не признающие межгосударственный характер отношений Абхазии и Грузии, что по существу вело к военному

конфликту между Абхазией и Грузией.

Чтобы преодолеть правовую неурегулированность между республиками, Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года принял

решение восстановить действие на территории страны Конституции Абхазии 1925 года, были приняты новые герб и флаг

Республики Абхазия.

Борьба за независимость

Последние страницы истории Абхазии были связаны с войной 1992-93 годов за независимость края. При посредничестве России и

ООН, при участии СБСЕ, 4 апреля 1994 г. абхазской и грузинской сторонами было подписано Заявление о мерах по политическому

урегулированию грузино-абхазского конфликта, после чего были отменены какие-либо государственно-правовые отношения между

Абхазией и Грузией.

26 ноября 1994 г. парламент республики принял новую Конституцию Абхазии. Первым Президентом Абхазии был избран

Владислав Григорьевич Ардзинба. В настоящее время Президентом Республики Абхазия является Александр Анкваб. Независимый

международно-правовой статус Абхазии признали 6 государств ООН – Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату и Тувалу.

Страницы истории

Абхазы (самоназвание - апсуа), являются древнейшим автохтонным населением Западного Кавказа, обитавшим в этом регионе с III

тысячелетия до н.э и находившимся в этно-культурной связи с цивилизациями Древнего Востока, Малой и Передней Азии. В VI в.

до н.э. на территории Абхазии основываются крупные эллинские города-крепости Диоскуриада (Сухум), Гиэнос (Очамчыра),

Питиунт (Пицунда), имевшие тесные экономические связи с Грецией, городами Северного

Причерноморья и Малой Азии. С IV в. н.э. в Абхазии распространяется христианство. Важнейшим

его центром становится Питиунт. В римско-византийскую эпоху происходит бурное социально-

экономическое развитие региона, создавшее предпосылки для сложения в к. VIII в.н.э. Абхазского

царства со столицей в Анакопии (Н.Афон). Таким образом, абхазская государственность имеет

1200-летнюю историю.

По церковному преданию первую христианскую проповедь предки абхазов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и

Симона Кананита. В конце III- начале IV вв. в Питиунте образовалась первая христианская община на Кавказе, которую епископ

Стратофил представлял на первом Вселенском церковном соборе в Никее в 325 г. Официально местное население приняло

христианство в VI в. при императоре Юстиниане. В Константинополе была основана школа, где специально обучались дети

абасгов.

Первым царем Абхазского царства был Леон II, сын дочери могущественного хазарского кагана. Абхазское царство достигает

наивысшего могущества к Х в. при Георгии II, присоединив к своей территории земли Западной Грузии. Династия абхазских царей

пресеклась по мужской линии со смертью бездетного Феодосия Слепого, и власть перешла к его племяннику Баграту III (978-1014

гг.), который был грузином по отцу, но абхазский престол унаследовал по материнской линии династии Леонидов (абхазка

Гурандухт, сестра Феодосия). Баграт III составил генеалогическое древо абхазских царей, чтобы подчеркнуть свою связь именно с

этой династией. С него началось формирование нового государства - "царства абхазов и картвелов", которое еще некоторое время

продолжало называться "Абхазским".

В результате нашествия монголо-татар, затем Тимура, а еще позже - падения Византии, объединенное Абхазское царство было

раздроблено и управлялось собственными владетельными князьями, ведшими междоусобную войну. В XIII-XVBB. Абхазия была в

сфере политико-экономического влияния Генуи, которая основала на Черноморском побережье Крыма и Кавказа ряд торговых

факторий.

В XVI-XVIII вв. Абхазия находилась в номинальной зависимости от Османской Турции. К к. XVII в. восточная граница Абхазского

княжества была установлена по р. Ингур, приобретя государственно-политический статус, сохраняющийся уже 300 лет. С конца

XVIII в., при владетеле Келешбее Чачба (Шерва-шидзе), Абхазское княжество вновь усилилось и с помощью флота

контролировало Черноморское побережье от Анапы до Батума.

В 1810 году Абхазское княжество вошло в состав Российской империи. Одна из отличительных черт Абхазского княжества в том,

что оно, в отличие от Грузии, не утеряло полностью своей государственности с присоединением к России. С 1810 по 1864 гг.

Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе. Княжество

было упразднено указом Александра III, и с 1864 по 1917 гг. Абхазия ("Сухумский военный отдел", "Сухумский округ") была

подчинена царской администрации на Кавказе.

В XIX столетии Абхазия занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев Северо

-Западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу общественного устройства она была теснее связана с

черкесско-убыхским миром. В Абхазии не существовало феодальной собственности на землю, не было крепостного права, а

свободные общинники составляли почти все 3/4 население страны. В систему "горского феодализма" Абхазии крепко вжились

элементы родоплеменного строя и языческих верований. Основой основ общественного устройства Абхазии была сельская община,

которая объединяла все слои населения - высшие и низшие сословия - и была пропитана молочным родством феодалов с

крестьянами. Тем самым смягчались и некоторые сословные противоречия.

В результате политики царизма на Кавказе, в 1866 и 1877 гг. в Абхазии вспыхивали антиколониальные восстания, которые были

жестоко подавлены. В результате Кавказской войны и антиколониальных восстаний в XIX веке свыше 100 тысяч абхазов (а вместе

с близкородственными убыхами и абазинами - до 180 тыс. человек) подверглись насильственному выселению в Османскую

империю (махаджирство), а земли абхазов - колонизации со стороны России и Грузии. Фактически, Абхазия пережила настоящую

этническую катастрофу, последствия которой ощутимы и по сей день. Более половины населения вынуждены были покинуть

родину и стать беженцами. В Абхазию хлынул поток новопоселенцев, прежде всего грузин (в основном мегрелов), а также армян,

греков, русских, болгар, немцев, эстонцев и др. Так, если в 1886 году абхазы составляли 85,7%, то в 1897 году - уже 55,3%

населения.

После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-

Восточный Союз. 11 мая 1918 года была провозглашена Горская республика, в состав которой

Абхазия вошла наравне с Дагестаном, Чечено-Ингушетией, Осетией, Кабардой, Адыгеей,

Карачаево-Балкарией. В июне 1918 года войска Демократической республики Грузия при

поддержке Германии оккупировали Абхазию. Агрессия Грузии вызвала недовольство населения

Абхазии и облегчила установление здесь Советской власти. 4 марта 1921 года в Абхазии была

образована независимая ССР Абхазия. В декабре 1921 г. Абхазия под сильным нажимом Иосифа

Сталина, Орджоникидзе и других была вынуждена заключить с Грузией "особый союзный договор", ратифицированный в феврале

1922 г., который, по сути, зафиксировал равноправие двух республик. Абхазия не входила в состав Грузии. Первая советская

Конституция была принята в Абхазии в апреле 1925 г. III-м Всеабхазским съездом Советов. Абхазия приняла тогда свою

Конституцию, как и другие союзные республики, в отличие от автономных, которые ее не имели. В этот период ССР Абхазия по

своему статусу являлась не автономной, а союзной республикой, имеющей статус суверенного государства.

В 1931 г. в обстановке политического террора в стране, Абхазию принуждают "добровольно" пойти на понижение своего статуса и

стать автономной республикой в составе Грузинской ССР. Попрание суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня

автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18-26 февраля 1931 г.),

выразившему недоверие правительству и советской власти.

После гибели главы Абхазии Нестора Лакобы (отравлен Берией в декабре 1936 года в Тбилиси), начался самый трагичный период

новейшей истории Абхазии, связанный с именем Берия и его преемников, проводивших физическое уничтожение и

насильственную ассимиляцию абхазов, закрытие абхазских школ, замену абхазских топонимов грузинскими, мероприятия по

изменению национального состава Абхазии и переселению в Абхазию свыше 100 тыс. мингрело-грузин (с 1937 по 1959 гг.).

Националистическая политика по отношению к абхазам и демографическая экспансия грузин в Абхазии, поощряемая Тбилиси,

продолжались и во время пребывания в рукововодстве Грузии Э.А. Шеварднадзе в 1973 - 1987 гг. Попрание суверенных прав

народа Абхазии вызывало массовые выступления и общенациональные сходы в 1931, 1957, 1965, 1967, 1978, 1989 гг.

Ново-Афонский монастырь9 апреля 1991 года Грузия провозгласила свою независимость и

заявила, что является правопреемницей не

ГССР, а Грузинской демократической республики, существовавшей в 1918- 1921 годах. С

этого момента ГССР прекратила существование. На ее территории возникло два не связанных

друг с другом государства - независимая Грузия и Абхазия, оставшаяся субъектом СССР. 14

августа 1992 года только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии.

Грузинские войска при поддержке боевой авиации, более ста танков, другой бронетехники, артиллерии, вторглись в Абхазию и

оккупировали часть ее территории.

Они расстреливали мирных граждан, подвергали их пыткам и насилию, сжигали дома и села, чинили расправу не только над

абхазским, но и над армянским, русским, греческим населением. На оккупированной территории производилась этническая

чистка. Помимо физического истребления проводилась и политика культурного геноцида. Уничтожались памятники истории и

культуры абхазского народа, музеи и библиотеки, громились, грабились и сжигались театры, институты, школы, архивы,

университет. Погибли ценнейшие записи фольклора, лингвистические материалы, исторические документы, редчайшие книги и

рукописи.

Военная агрессия Грузии против суверенной Абхазии продолжалась 14 месяцев. Отечественная война абхазского народа против

режима Шеварднадзе закончилась 30 сентября 1993 года полным освобождением Абхазии. Разрыв государственно-правовых

отношений между Абхазией и Грузией, произошедший по инициативе властей Грузии еще в период существования СССР, на

основе советского законодательства, и последовавшая за этим война 1992-93 гг. привели де-юре и де-факто к независимости

Абхазии. Конституция Республики Абхазия, принятая Верховным Советом 26 ноября 1994 г., явилась правовым оформлением

созданного независимого государства - Республики Абхазия (Апсны).

С декабря 1994 года по сентябрь 1999 года Абхазия и ее народ, как ни одна страна в мире, подвергались жесточайшей

политической, экономической и информационной блокаде. В настоящее время в стране возрождаются культура, наука,

образование, традиционные отрасли экономики (производство чая, табака, цитрусовых, виноделие, деревообработка), активно

развивается туризм. Возобновили свою работу Абхазский государственный университет, Абхазский институт гуманитарных

исследований, национальные творческие союзы художников, писателей, журналистов, композиторов, архитекторов. Основана

Академия Наук Республики Абхазия. В новых условиях функционируют Абхазское телевидение и радио, Абхазское книжное

издательство, журналы, газеты. Большой популярностью пользуются народные хореографические коллективы, эстрадные и детские

музыкальные ансамбли, постановки Абхазского государственного театра, художественные выставки, молодежные фестивали,

конкурсы. Интеллигенция Абхазии проводит большую исследовательскую, творческую работу в различных областях науки,

образования и культуры.

Во внешней политике руководство Абхазии проводит курс на установление ассоциированных

отношений Абхазии с Россией, предполагающих вхождение суверенной Абхазии, как субъекта

международного права, в валютный и таможенный союз с Россией, осуществление

скоординированной внешней политики, политики в области обороны и безопасности. На границе

Абхазии и Грузии по р. Ингур стоят российские миротворческие войска, в самой республике

находятся также наблюдатели ООН и представители Красного Креста. С 1993 года по настоящее

время под эгидой ООН, при посредничестве России и при участии ОБСЕ продолжается

переговорный процесс с Грузией.